На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ИА Регнум

18 подписчиков

Свежие комментарии

  • YYYYYYY XXXXXXX
    Скот этот хереньКремень: организа...
  • Иван Иванов
    А что, на еге обязательно знать фамилию, перестроичного режиссера,достойней кандидатур наверное нет.«Система работает...
  • Елена Верия (Безденежных)
    Хотела поставить 👍, но, прочитав последний абзац статьи, ставлю«Система работает...

«Система работает». Стоит ли отменять ЕГЭ в России

Каждую весну, пока российские школьники готовятся сдавать Единый государственный экзамен (ЕГЭ), в обществе вспыхивает дискуссия о необходимости его отменить.

© ИА Регнум

Но в этом году депутаты Госдумы из фракций КПРФ и «Справедливая Россия» пошли дальше: 6 июня они внесли на рассмотрение законопроект о замене ЕГЭ на итоговую годовую аттестацию.

В пояснительной записке отмечается, что содержание ЕГЭ зачастую не соответствует школьной программе и для подготовки к экзамену родители вынуждены нанимать репетиторов. Немаловажным аргументом в пользу отмены ЕГЭ депутаты считают и кризис в качестве образования, а «сфера коррупции сместилась на уровень олимпиад».

Впрочем, всерьёз рассматривать этот законопроект не стоит — он откровенно популистский, заявил в комментарии ИА Регнум политолог, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по общественной экспертизе законопроектов Александр Асафов . По его словам, инициаторы законопроекта попросту решили использовать популярную тему, чтобы собрать больше голосов во время единого дня голосования 8 сентября.

В целом, уверен Асафов, в вопросе отмены ЕГЭ Министерство просвещения и Минобрнауки должны провести серьёзную подготовительную работу.

Президент России Владимир Путин не раз говорил, что система ЕГЭ работает, хотя и имеет недостатки. На встрече с воспитанниками образовательного центра «Сириус» в Сочи он отмечал, что ЕГЭ не задумывался как система начётничества, из-за него не должно быть формального отношения к предмету. А главным плюсом глава государства назвал то, что молодёжь с периферии стала существенно чаще поступать в ведущие вузы страны.

Знать всё

Мнения педагогов и профильных чиновников по вопросу ЕГЭ расходятся. Плюсами называют демократичность и беспристрастность экзамена, объективность оценивания и возможность поступать в несколько вузов одновременно. Основные минусы — интуитивность (правильно ответить в тесте можно и наугад) и формирование искажённой системы ценностей у детей, из-за чего ключевой задачей становится не получение системных знаний, а подготовка к сдаче ЕГЭ.

В свою очередь победитель конкурса «Учитель года России — 2022» Дмитрий Лутовинов , преподающий историю России и обществознание, не согласен, что из-за подготовки к ЕГЭ школьники знают меньше.

Чтобы успешно сдать экзамен по истории, поясняет Лутовинов ИА Регнум , нужно знать буквально всё — не получится вытянуть «свой» билет и попасть на любимую тему, как 15 лет назад. Поэтому сейчас историю дети знают лучше, уверен учитель. При этом списать и подделать результаты практически невозможно, поэтому экзамен показывает объективную картину знаний выпускника.

«Бывают, конечно, и обидные моменты, когда в ЕГЭ встречается вопрос, ответ на который трудно вспомнить. Мальчишке в 2022 году попался вопрос: «Назовите режиссёра перестроечного фильма «Покаяние». Мы это, конечно, проходили, но подобное легко забывается», — рассказывает Лутовинов.

Не согласен он и с тем, что ЕГЭ не позволяет детям проявить себя творчески. Готовясь к экзамену, ученики работают с картами, текстами, источниками и датами, а тест просто систематизирует эти знания, убеждён педагог.

Лутовинов также прокомментировал жалобы родителей, что подготовка к ЕГЭ становится затратной: приходится нанимать репетитора сразу по нескольким предметам. Главное — самодисциплина, считает собеседник ИА Регнум : ученикам 9-10 классов в качестве тренировки он советует сдавать Основной государственный экзамен (ОГЭ), а готовиться к ЕГЭ начинать уже в 8-9 классе.

В школах, где для детей проводят консультации, учитель увлечён своим предметом, а ребенок взял себя в руки и начал заниматься не за две недели до экзамена, а заранее — никакие репетиторы не нужны, уверен Дмитрий.

«Еще говорят, что ЕГЭ — слишком большой стресс для выпускника. Конкуренция — всегда стресс, но сдача экзамена не страшнее прохождения собеседования на работу, решения конфликтных ситуаций в профессии и других ситуаций, с которыми приходится сталкиваться человеку во взрослой жизни», — заявил учитель.

«Страдает основная программа»

Историк, заслуженный учитель России Александр Снегуров называет себя давним борцом с ЕГЭ. Он уверен, что от существующей системы аттестации нужно отказываться, но —

«постепенно и без рывков»
.

Главный недостаток системы, по словам Снегурова, заключается в том, что демократическое равенство между детьми при поступлении так и не было достигнуто не было, а именно это было целью введения ЕГЭ.

«Почему нарушено равноправие? В том числе потому, что у нас масса льготников: дети прокуроров, юристов, представители отдельных регионов. То есть даже если школьник набрал 96-97 баллов, он всё равно может не оказаться в первой когорте.

И, конечно, у человека из Москвы, Санкт-Петербурга или Новосибирска значительно больше возможностей для подготовки: репетиторы, курсы… В станице или маленьком городке это не так», — объясняет педагог ИА Регнум .

Другой существенный недостаток, который называет учитель, — долгая подготовка к ЕГЭ, занимающая минимум весь выпускной год, а зачастую и больше, если учитель начинает готовить свой класс к экзаменам с восьмого-девятого класса. Из-за этого серьёзно страдает изучение основной школьной программы, на неё попросту не остается времени, убеждён Снегуров.

При этом встречающиеся в ЕГЭ задания, рассказывает он, с каждым годом становятся труднее и требуют от ребенка «сверхзнаний»: планка по иностранным языкам и биологии завышена, а школьный курс не даёт необходимых для сдачи экзамена знаний.

Отдельно Снегуров отмечает стрессовую обстановку при сдаче ЕГЭ.

«Да, говорят, что в любом экзамене прежде были стрессы, волнения, но ребята сдавали экзамены в родной школе. Отношение должно быть деликатное и лояльное, без запугиваний, оскорблений. Когда ребёнку по телу водят металлоискателем, разговаривают с ним грубо, заставляют что-то снимать, это оскорбительно», — заявил педагог.

Также у него есть претензии к автоматизированной системе проверки результатов экзамена — она кажется собеседнику ИА Регнум некорректной.

«Часть тестов проверяет машина, и мы знаем, что бывают поломки и технические неполадки, а часть — педагоги, которых настроили на слишком предвзятую проверку. Это видно и по баллам, и по апелляциям», — говорит Снегуров.

Последняя капля

Со сдачей ЕГЭ связывают также трагичные и непоправимые происшествия. 4 июня Telegram-канал «Shot» сообщил, что ученик 11 класса одной из московских школ покончил с собой из-за страха не сдать экзамен. Приёмная мать рассказала журналистам, что мальчик переживал и волновался, ему поставили диагноз «лёгкое когнитивное расстройство». Правоохранители возбудили уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства».

Схожая трагедия произошла в Вологодской области, в деревне Прогресс Шекснинского района. Девятиклассник не смог сдать ОГЭ по русскому языку и, узнав результаты, покончил жизнь самоубийством. Незадолго до рокового шага он рассказал о своих планах подруге.

Впрочем, несданные экзамены могли стать лишь последней каплей для подростков. Психолог Анна Гусева рассказывала ИА Регнум , что в основе суицидального поведения детей лежат три основные причины, с которыми нужно работать: возрастной максимализм, просчёты родителей и педагогов и давление коллектива.

По словам психолога, большинство подростков с суицидальными мыслями растут в семьях, где царят сложные отношения с родителями. Чтобы избежать страшного итога, родителям нужно выстраивать тёплые и доверительные отношения с детьми, показывать их нужность и ни в коем случае не подрывать самооценку.

Что же касается непосредственно сдачи ЕГЭ, юношам и девушкам в 16-18 лет трудно не только из-за сложности самого экзамена, но и из-за зашкаливающего гормонального фона, гиперответственности и недостаточного внимания родителей.

В то же время часть российских подростков пытается переплавить собственное волнение и другие эмоции в просмотры и лайки. С конца мая популярным форматом роликов в TikTok стало «узнавание результатов ЕГЭ в прямом эфире»: парни и девушки включают запись видео и открывают страницу с собственными результатами экзамена.

Настроение у героев роликов после этого бывает самым разным — от радостных криков до слёз отчаяния, истерик и сожаления о потраченных на подготовку месяцах.

P.S. Точку в дискуссии о возможной отмене ЕГЭ, во всяком случае на ближайший год, поставил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Он заявил, что в 2025 году кардинальных изменений в сдаче Единого государственного экзамена не ожидается и не планируется. Как правило, пояснил Музаев, об этом предупреждают минимум за два года.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх