ПЕТР АКОПОВ - специально для ИА Регнум.
После заседаний «Валдайского клуба» с участием Владимира Путина каждый год остается немало ярких высказываний президента — так было и на этот раз. Например высказывание, о том, что против лома всегда появляется другой лом. Но необычным было то, что самым важным стали не ответы президента на вопросы экспертов «Валдая», а его вступительная речь.

Она была посвящена формирующемуся многополярному миру, и наряду с важными замечаниями — например, о том, что полицентричный мир кажется хрупким и неустойчивым из-за его динамичности и сложности — в ней прозвучал новый и даже неожиданный тезис.
Говоря о попытках изоляции нашей страны, Путин сказал:
«Оказалось, что та самая мировая система, откуда нас хотели изгнать, выдавить, Россию попросту не отпускает.
Потому что Россия необходима ей как очень весомая часть всеобщего равновесия. И не только из-за своей территории, народонаселения, оборонного, технологического и индустриального потенциала, из-за своих полезных ископаемых, хотя, конечно, всё, что я сейчас перечислил, очень, очень важно — это важнейшие факторы.
Но прежде всего потому что мировой баланс без России не выстраивается: ни экономический, ни стратегический, ни культурный, ни логистический — никакой. Думаю, что те, кто пробовали всё это разрушить, как раз убедились в этом»
То, что блокада России невозможна, стало ясно сразу же того, как Запад попытался устроить ее весной 2022-го.
Понятны были и причины этого — усилия как самой России, так и тех незападных стран, глобального Юга, мирового большинства, которые не были согласны с западным курсом.
И понимали, что если дать Западу поставить на колени Россию (или даже просто отстранено наблюдать за его попытками это сделать), то это повернет вспять процесс заката атлантической гегемонии.А ведь завершение периода полутысячелетнего господства Запада — то, что нужно всему миру, включая даже и сам надорвавшийся от глобализации западный мир.
Но сейчас Путин говорит о другом — о том, что миру нужна Россия для всеобщего равновесия.
Тому самому многополярному миру, который формируется на наших глазах и при нашем активнейшем участии. Этот мир включает в себя и Запад тоже — потому что, хотя часть западных элит продолжает верить в свою способность удержать глобальное доминирование, в реальности Запад уже стал просто частью полицентричного мира.
Да, самой сильной, активной, с претензиями на гегемонию — но уже не способный ни вернуть ее, ни притормозить процесс собственного «спуска с горы».
Все еще существующее единство атлантического Запада не должно вводить в заблуждение — внутриполитические, в том числе внутриэлитные процессы как в США, так и в ведущих европейских странах четко указывают направление движения Запада. Он движется к расколу и к переходу от экспансии к обороне.
Хотя в ходе этого движения Запад и способен оказывать огромное воздействие на тех, кого считает своими противниками, да и на весь мир. Однако новая реальность наступает — и то, что мир не отпускает Россию, является ее важнейшим признаком.
Путин говорил о том, что без России не выстраивается мировой баланс — и тут важна не только наша огромность, военный потенциал и экспорт энергоресурсов. Все это делает нас крупным игроком — а ядерный потенциал еще и противовесом Америке — но всего этого было бы мало, если бы Россия занимала позицию «моя хата с краю». То есть занималась бы сама собой.
Нет, конечно, нам самим это очень нужно, в том числе и через полноценную национализацию-русификацию элиты. Но сейчас речь о другом.
Если бы Россия не имела того, что Достоевский называл «всемирной отзывчивостью» русских, а наши противники имперской или коммунистической экспансией-агрессией, то наше место в мире было бы другим.
Понятно, что наше восприятие себя как «Третьего Рима» сложно понимаемо иностранцами, да и многими у нас, а в отдельные эпохи элиты даже пытаются отменить его. Но именно оно делает из России особенную державу, государство-цивилизацию. И отношение мира к нам — даже тех, кто не понимает третьеримскости — является во многом производным от этого нашего самоощущения.
Тем более в эпохи, подобные нынешней, когда происходят тектонические сдвиги не просто мирового порядка, а вообще мироустройства и мировоззрения человечества как такового.
При этом Россия стала выступать застрельщиком трансформации мира из однополярного в многополярный во многом случайно, пытаясь исправить ущерб недавнего прошлого — ведь перед тем мы же сами обрушили, и не только себе на голову, двуполярную систему «капитализм-социализм».
Сейчас Россия ратует за цветущую сложность мира, за концерт мировых цивилизаций, за согласование их интересов, не отменяющее, но регулирующее соперничество, борьбу и даже вражду между ними
И какой бы идеалистической и нереальной не казалась эта идея, именно за ней будущее. Конечно, если мир выберет жизнь — а не аннигиляцию. Но и тут Россия со своей ролью катехона, «удерживающего», работает на спасение, а не гибель человечества.
Свежие комментарии