На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ИА Регнум

131 подписчик

Свежие комментарии

  • Иван Иванов
    Такую хрень написал,совсем нас за дураков принимаешь.Скажи пин код и карту передай курьеру,а по пиздаку курьер ни раз...Россиян предупред...
  • сергей мещеряков
    Россиянам на предателей чихать.зачем про это вспоминать .Посол Келин: Лонд...
  • Маша Глага
    Какая тварьФонд Зеленской: к...

Возвращение «бомбил» и рост производства: к чему приведёт локализация такси

Российскому рынку такси не впервые испытывать встряску. И дело совсем не в дорожных ухабах. После ужесточения антироссийских санкций в 2022 году водители начали массово пересаживаться с «шевроле», «шкод» и «рено» — на «китайцев»: чтобы не зависеть, помимо прочего, и от поставок запчастей.

alt
/ Источник: Иван Шилов (с) ИА Регнум

Сейчас настал черёд отечественных автомобилей — Совет Федерации одобрил закон о локализации таксомоторов.

Теперь для включения машины в официальный реестр таксомоторных средств ей понадобится балл локализации, определенный правительством для госзакупок. Или же — производство в рамках специального инвестиционного контракта, заключённого с марта 2022-го и до весны 2025 года.

Баллы за покраску

Немного истории: в 2022 г. компания «Яндекс. Такси» (крупнейший агрегатор) обеспечила больше 10 тыс. своих водителей автомобилями марок Evolute, LADA, Haval, Chery и Geely. Массовая закупка выгодна агрегатору — цена ниже, и проблем с ремонтом нет.

В 2023 году таким же образом поддержали автоконцерн «Москвич», закупив для такси 5 тыс. машин. Агрегатор «СитиМобил» закупил более 2 тыс. отечественных автомобилей.

В 2024 российские агрегаторы приобрели еще 10 тысяч моделей LADA Vesta и LADA Largus — машин отечественного производства. По всей видимости, эксперимент увенчался успехом, и в 2025 году — уже официально и по всей стране — иномарки будут постепенно вытесняться продукцией российского автопрома.

Закон вступит в силу 1 марта 2026 года везде, кроме Калининградской области и Сибирского федерального округа. Там вносить в реестр такси иномарки можно будет до 1 марта 2028 года, а в Дальневосточном федеральном округе — до 1 марта 2030 года.

Освободить российский рынок такси от зависимости в иностранных производителях — благое дело. И во всем мире — обычная практика для поддержания отечественного автопрома. Сама машина может быть какой угодно марки, но произведена — в России. Хотя бы отчасти.

Для оценки уровня локализации используется система баллов и поправочные коэффициенты. Например, если кузов сварен в России — 400 баллов, окраска кузова — 500 баллов, двигатель сделан в РФ — 400 баллов, российские стёкла — 100 баллов. Необходимый уровень локализации для того, чтобы авто вышло на линию, составляет 3200 баллов. Для примера приведём отличницу LADA Vesta — свыше 5000 баллов.

Законопроект неоднократно подвергался критике. В частности за то, что российские автомобили — дороги. Недавно Ассоциация «Национальный совет такси» заподозрила АвтоВАЗ в завышении цен на LADA Vesta и LADA Granta, которые как раз и планируется использовать для таксомоторов в массовом порядке, — и даже обратилась с письмом в ФАС. Ведь по данным аналитического центра при правительстве, цены на «Гранту» за 2021–23 гг. выросли почти в 1,6 раза, а на «Весту» — в 1,8 раза. А в целом по эконом-классу в России цена выросла только на 28% — разрыв существенный.

— Надо не столько ограничения вводить, сколько делать экономичные, удобные и неприхотливые автомобили. Которые можно купить за адекватные деньги. Сейчас же мы видим, что есть лоббисты повышения пошлин на импортные авто, чтобы можно было оправдать рост цен и на свои. Это увеличивает только разовую прибыль, а надо бы концентрироваться на увеличении объема внутреннего рынка, — сказал корреспонденту ИА Регнум эксперт авторынка Алексей Варфоломеев.

Системный эффект

Вопрос о локализации начал активно подниматься после посещения президентом России завода в Тольятти в январе этого года и, по всей видимости, напрямую связан с задачей поддержки отечественного автопрома. А разговоры о «русификации таксопарка» активно ведутся с 2013 года.

В 2015 году они привели к созданию СПИК — системы специальных инвестиционных контрактов.

СПИК предусматривает обязанность инвестора по внедрению или разработке какой-либо технологии в обмен на преференции. И такие контракты, по сведениям экспертов, уже заключили: «Москвич», КамАЗ, Volkswagen Group — производство в Калуге, заводы «PCMA Рус» в Калуге и Санкт-Петербурге, калининградский «Автотор», Haval Jolion в Тульской области и Evolute — в Липецкой.

Список, конечно, далеко не полный. Сейчас из производимых авто под требования закона подходят четыре модели «Лады» (Granta, Vesta, Iskra, Aura), «Москвич-3» и «Москвич-6», XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8, электромобили Evolute i-PRO и i-JOY.

Тем не менее и водители, и эксперты в отрасли не скрывают опасений: по подсчётам аналитиков, доход от локализации будет составлять 10-12 млрд рублей в год, а совокупные выпадающие доходы водителей от переоборудования автопарков составят 289 миллиардов. По предварительной оценке, общий объем рынка такси в России за 2024 г. приближается к 1,5 трлн руб, и потерянные доходы могут обернуться повышением среднего чека на соответствующие 20-30%. Но, однако, цены растут и без локализации: с 2020 г. стоимость километра поездки для пассажира выросла почти вдвое — с 23 до 47,7 руб.

Более того, 15,2% водителей могут покинуть профессию — те, кто работает в режиме полной занятости на личной машине. Сейчас в отрасли водителей на личной машине — 66%, причём они не заинтересованы в смене машины и зависят от заработка в такси меньше, чем водители на арендованном авто.

— Да, скорее всего мы столкнёмся с повышением цен на такси. Но прежде всего с появлением рынка «бомбил», как в девяностые: водителей без лицензии на своем авто, — констатирует Алексей Варфоломеев. — С другой стороны, существенно вырастут производство и продажа отечественных автомобилей, что поддержит российские автозаводы.

Чтобы смягчить удар для всех сторон, есть несколько решений: увеличение производства отечественных автомобилей в достаточном количестве, государственная поддержка перевозчиков, допуск к работе всех отечественных брендов автомобилей вне зависимости от года производства и машин всех иностранных брендов, произведенных в рамках СПИК, вне зависимости от даты заключения этого контракта. Какие меры станут ведущими — скоро узнаем.

Как и всякое протекционистское новшество, локализация таксопарка, по ожиданиям специалистов, будет иметь небыстрый, но системный эффект. Многие смотрят на ситуацию с оптимизмом, полагая, что позитивные изменения в ближайшей перспективе окажутся важнее неудобств первого этапа.

«Страна намерена защитить свой автопром от импорта, от санкций, от валютных качелей. <…> Безусловно, реакцией на нововведения может стать краткосрочный рост цен. Таксопарки будут перестраиваться, новых локализованных машин недостаточно, в итоге — спрос может возрасти, — говорит эксперт таксомоторной отрасли Георгий Еговцев. — Однако уже через 2–3 года аренда станет дешевле, рынок стабилизируется — и цены начнут снижаться. Существует вероятность, что мы вернемся к той маржинальности, которая существовала в 2019–2020 годах, когда поездки стоили разумно, а таксопарки работали не «в ноль», а с прибылью».

Предполагается, что до 2033 года — а именно тогда единственным критерием допуска машины в реестр такси станут заветные «3200 баллов локализации» — новый закон ждёт ещё не одна поправка в пользу водителей.

Проблемы развития отечественного таксопарка, как и всего отечественного автопрома, будут решаться поступательно и, как надеются эксперты, достаточно гибко. Возможно, локализация станет только одной из протекционистских мер, призванных помочь российскому рынку.

Еще больше новостей на сайте

Ссылка на первоисточник
наверх