На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ИА Регнум

116 подписчиков

Свежие комментарии

Ветеринар в пещерах. Зачем и почём Украина распродаст мощи русских святых

От первого анонса о том, что украинский Минкульт собирается провести ревизию нетленных мощей православных святых в Киево-Печерской лавре до практических действий прошло совсем немного времени.

alt
/ Источник: Иван Шилов (с) ИА Регнум

27 марта украинские силовики силой взяли Ближние пещеры, срезав замки и обеспечив доступ минкультовской комиссии, отметив, таким образом грустную годовщину: 29 марта 2023 года закончилось действие договора об аренде помещений между Национальным заповедником «Киево-Печерская Лавра» и Украинской православной церковью.

УПЦ должна была покинуть территорию святыни — и с того времени происходит постоянное выдавливание монахов и прихожан.

В Нацполиции сообщили, что прибыли на территорию Лавры, чтобы «обеспечить правопорядок во время работы комиссии», при этом посетителей и журналистов туда не пустили под предлогом ведущихся следственных действий. В чем именно они заключаются — неизвестно, но зато известен интерес чиновников от культуры к имуществу древней обители.

В первую очередь — к хранящимся здесь нетленным мощам местных святых. По информации официального сайта заповедника, 73 из них находятся в Ближних и 49 в Дальних пещерах. В том числе, святого Антония, основателя Киево-Печерского монастыря, одного из основоположников русского монашества, Нестора Летописца и легендарного защитника русских земель богатыря Ильи Муромца.

Лаврская братия в последнее время держала пещеры закрытыми, чтобы не допустить проведения анонсированной «инвентаризации». Теперь они перешли под контроль украинских силовиков.

Никаких официальных пояснений о необходимости захвата места упокоения святых, вскрытия рак с останками и проведения генетической экспертизы (что для верующих людей является святотатством) до сих пор не дано. Ведь в 1988-90 гг. мощи были подробнейшим образом исследованы межведомственной комиссией, в состав которой вошли ведущие специалисты разных академических институтов Академии наук и Министерства здравоохранения УССР.

Тем не менее, логическое объяснение этим действиям есть — и здесь как нельзя лучше поможет аналогия с действиями советской власти в 20–30-е годы, когда борьба с религией подразумевала не только идеологический, но и конкретный экономический контекст.

Объекты почитания

Разговор о ценности мощей стоит начать с того, что они значат для православия — и в целом для христианства.

Заложен этот культ почти 2 тысячи лет назад, когда римляне сожгли заживо христианского мученика Поликарпа из Смирны. Ученики его и последователи собрали останки и сохранили, говоря, что кости эти для них «драгоценнее золота и дорогих камней». Всякий погибший за Слово издавна почитался у христиан: он был свидетельством крепкой и нерушимой веры, которой и смерть не страшна.

В VIII веке Второй Никейский собор постановил: в основание всякого храма закладывать частичку мощей святого человека. Они обеспечат связь сквозь века со всеми, кто погиб за христианскую веру.

Фотография К. Булла. Вскрытие раки с мощами Александра Невского. 1922 год
Фотография К. Булла. Вскрытие раки с мощами Александра Невского. 1922 год

В храме без мощей нельзя совершать литургии, главные богослужения православной церкви. Слово «литургия» и означает «общее дело». А собственно мощи — это останки тел святых, иногда частички, иногда и тела, сохранившиеся полностью. Они служат свидетельством того, что святой действительно жил на земле, и, вознесясь, оставил здесь как бы часть себя.

Потому почитание мощей — но ни в коем случае не преклонение перед ними — это дань глубочайшего уважения и веры в то, что святой поможет просителю своим молитвенным ходатайством. Хранятся мощи в раке, ковчежце или платке-антиминсе, ведь для ощущения присутствия святого достаточно крохотной части мощей.

По всему миру существуют такие места, куда стекаются паломники, которые надеются «попасть на приём»: получить исцеление, помощь в духовных и земных вопросах, разрешение сложных ситуаций.

Мощи являются объектом почитания в Православной, Католической и других христианских церквях, имеющих апостольское преемство (и учение об их обязательном почитании тоже было подтверждено Никейским собором). Но и не только: почитание останков духовных авторитетов присутствует в буддизме, а погребений и контактных реликвий — в исламе. Однако по масштабу и культурному значению эти религиозные практики несопоставимы c христианскими традициями, где особенно частым чудом от мощей считается исцеление.

Восточное православие имеет свой «корпус» чтимых святых: мощи князя Александра Невского, например, не так давно были возвращены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, хотя рака до сих пор хранится в Эрмитаже. Останки Петра и Февронии хранятся в Свято-Троицком монастыре в Муроме.

Но такой усыпальницы, как в Киево-Печерской лавре, нет более нигде в мире. Для русского человека — это тысячи лет истории, культуры и духовных подвигов, на которых выросла вся современная Россия, весь её многомиллионный народ.

Но при этом практически от момента появления культа мощей они всегда были объектом фальсификации и продажи, ходовым товаром. И вот здесь мы уже переходим к мотивам, которыми, вероятно, и руководствуется украинский минкульт.

Иконы на стройке коммунизма

Кощунственная практика разграбления церквей была взята на вооружение ещё погрязшими в долгах крестоносцами. В 1204 году они внезапно захватили христианский Константинополь, и вывезли оттуда — помимо пурпура, виссона и золота — мощи мучеников и святых, которые потом с выгодой продали.

Ту же практику взяла на вооружение молодая советская держава, разрушенная гражданской войной — для восстановления и индустриализации была нужна валюта и золото. Так что объявленная борьба с «опиумом» для народа предполагала и массовый отъем культурных ценностей с последующей продажей, чем занимался специально созданный Антикварный экспортный фонд (с 1921 года — Государственный фонд ценностей для внешней торговли).

Постановление Совета народных комиссаров «О сборе и продаже за границей антикварных вещей» (прежде всего для интересов республики) появилось уже 26 октября 1920-го.

Икона с изображением Антония Печерского
Икона с изображением Антония Печерского

«Предложить Наркомвнешторгу организовать сбор антикварных вещей, отобранных Петроградской экспертной комиссией, и установить премию за быстрейшую и выгоднейшую продажу их за границей… Поручить Наркомвнешторгу спешно рассмотреть вопрос о создании аналогичной комиссии в Москве и в случае целесообразности организовать ее», — говорилось в нём.

В 1929 г. секретарём ЦК Лазарем Кагановичем было подписано циркулярное письмо «О мерах по усилению антирелигиозной работы». В нём заявлялось, что «религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы».

А вскоре постановлением «О религиозных объединениях» церковь была поставлена в полную зависимость от властей и их целей — с него началась активная кампания по ликвидации церковных общин, отъём храмов у верующих и передача их на государственные нужды.

Но уже с 1918 по 1920 год советские власти массово уничтожали останки святых. Первый такой случай — вскрытие мощей святого Александра Свирского, которые увезли из монастыря под предлогом борьбы с антикоммунизмом и врагами социалистической мысли. Точно так же исчезли неведомо куда мощи святого благоверного князя Даниила из Данилова монастыря в Москве.

Прихожане УПЦ молятся возле одного из храмов Киево-Печерской лавры
Прихожане УПЦ молятся возле одного из храмов Киево-Печерской лавры / Источник: © James McGill/Keystone Press Agency/Global Look Press

«Инвентаризации» подверглись мощи Сергия Радонежского, Иулиании Новоторжской, Артемия Веркольского и сотен других. Документально зафиксированную продажу именно мощей нам найти не удалось, однако раки для их хранения — однозначно являлись товаром, так же, как золотые оклады икон и сами иконы, золототканое облачение, фрески и церковная утварь.

В апреле 1980 года с торгов аукционного дома Кристи в Нью-Йорке была распродана коллекция древнерусского искусства, собранная авиапромышленником из Питтсбурга Джорджем Р. Ханном в 30-е годы. На торги было выставлено 223 предмета: те же оклады и иконы, церковная одежда, митры, венчальные короны, кресты, панагии и др.

В собрании Ханна находилась 91 икона, и их продажа принесла наследникам 2,8 млн долларов из трех, полученных от аукционной продажи. В сегодняшних ценах это более 12,5 млн долларов. Например, новгородское «Рождество» XV в. ушло за 140 тыс. долларов — сегодня это было бы почти 600 тысяч.

И это не единственный пример: с молотка шли как частные коллекции (например, собрание икон Жана Эрбетта, который в 1924–1930 годах был послом Франции в СССР), так и то, что продолжало выставлять советское правительство даже в годы «холодной войны».

Но к 70-м годам это было уже скорее просто торговлей антиквариатом — тем более, что Советский Союз, фактически, заново создал рынок русских икон и православных культурных ценностей. Но изначально отъем церковного имущества, вскрытие и изучение мощей сочетались с антиправославной пропагандой и разрушением основы, на которой столетиями стояло общество.

Например, вскрытие раки с мощами в Троицком соборе Александро-Невской лавры происходило в присутствии партийных чиновников, представителей прессы и «общественности», под камеру. Потом была смонтирована кинохроника, которую крутили по всей советской стране, с осмеянием суеверия и мракобесия, а также жульничества попов, обманывавших столетиями невежественных верующих.

Примерно в том же формате действует и украинская власть, перед которой стоят аналогичные задачи: разрушить духовную основу русского мира (как главного объекта идеологической борьбы), дискредитировать «московских попов» из УПЦ, а заодно выручить денег в условиях, когда госдолг Украины точно не известен, но даже по официальным данным приближается к ста процентам ВВП.

Хотя это еще не всё.

Религиозная война

Безусловно, приказ Минкульта Украины №214 от 5 марта 2025 года, который предписывает провести инвентаризацию мощей в Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, есть не что иное, как опись «имущества», отобранного у Украинской православной церкви.

Военная машина Зеленского испытывает сейчас острую нужду в деньгах, и для нее сгодятся любые источники средств. По инвентарной описи часть «экспонатов» может быть признана «предметами, не имеющими культурной ценности для Украины», потому что именно такая задача и стоит — выявить то, что ценность представляет и что — нет, с дальнейшим выставлением на торги.

В идеологическом же смысле для этого никаких ограничений нет.

Сторонники «Православной церкви Украины» у входа в лавру
Сторонники «Православной церкви Украины» у входа в лавру / Источник: © SOPA Images/Keystone Press Agency/Global Look Press

Как известно, Верховная Рада приняла закон о запрете на территории Украины религиозных организаций с центром, находящимся на территории иностранного государства. Понятно, что закон был направлен против УПЦ, и стал основой для захвата принадлежащих ей земель, храмов, недвижимости и, как видим, теперь и «культурных ценностей».

Так что и власть, и ее политическая церковь ПЦУ находятся как бы стороне от предания, связанного с Лаврой. Это все — «чужое» и «не украинское».

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих — праздник в Русской православной церкви. Лавра является третьим Уделом Богородицы (место, находящееся под особенным покровительством и небесным управлением Божией Матери) — в русской православной традиции, которую ПЦУ наследовать никак не может.

По сути, все лаврские святые для нее — какие-то посторонние, ведь, продолжая их чествовать, детище Порошенко автоматически продолжает традицию «вражеской церкви».

Тем более, что часть мощей однозначно попадает под то же определение: св. преп. Илья Муромец — русский богатырь, и переписать его в украинца «Илью Моровца» с Черниговщины не получилось. То же с епископом новгородским Нифонтом, епископом Суздальским Симоном, прп. Евфросинией Полоцкой, младенцем Иоанном. Да и сам Антоний Печерский как «начальник всех русских монахов» не может быть таковым для «монахов» ПЦУ, у которых и своего монастыря ни одного нет.

Показательно, что в составе комиссии украинского минкульта нет ни одного историка религии или священнослужителя. В число 25 её членов входят сотрудники института археологии, заведующий кафедрой анатомии Одесского медицинского университета, специалист по нутрициологии, безопасники, реставраторы, музейные работники, специалист по правам национальных меньшинств, а также доктор ветеринарных наук, климатолог и военный хирург.

Никакого экспертного мнения о духовной ценности «экспонатов» они составить не могут — только заняться всё тем же «осмеянием суеверия и мракобесия, а также жульничества попов, обманывавших столетиями невежественных верующих».

Плюс кощунство в отношении одного из главных центров православия неизбежно вызовет реакцию России — а это тоже способ срыва мирных переговоров. А заодно и предмет для торга, прецедент которому уже создан: мэр Львова Андрей Садовой предлагал обменять останки советского разведчика Николая Кузнецова на украинских пленных, отказавшись отдать их родне.

«Видится, что это начало большой атаки на Украинскую православную церковь: вы же сами видите, что Украина хочет сорвать переговорный процесс по линии Москва-Вашингтон. Мне кажется, такими радикальными действиями она раскачивает внутреннюю ситуацию, пытается надавить на болевые точки, чтобы Россия совершила какую-то ошибку. Например, чтобы кто-то выступил с диким предложением выйти с оружием в руках и защитить святыню. С этого может начаться страшное кровопролитие»,— считает клирик храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО Александр Овчаренко, долгое время служивший на Украине.

Сторонники ПЦУ танцуют под громкую музыку рядом с прихожанкой УПЦ, которая пытается молитвой вразумить протестующих
Сторонники ПЦУ танцуют под громкую музыку рядом с прихожанкой УПЦ, которая пытается молитвой вразумить протестующих / Источник: © Соцсети. Кадр из видео

Но одновременно продолжается системная работа по расколу Церкви, начавшаяся далеко не вчера. Константинопольский патриархат, ставропигией которого некогда была Киево-Печерская лавра, пытается забрать «своё», а в целом разгром УПЦ, как уже писало ИА Регнум, предполагает дальнейший раздел Украины между Римом и Константинополем.

Но пока план в отношении Лавры системно реализуется, до 30 мая 2025 г. комиссия должна осуществить проверку наличия останков святых в гробницах Ближних и Дальних пещер Национального заповедника «Киево-Печерская лавра», определить их «историческую и научную ценность», о чем составить соответствующие документы.

По итогам проверки будет составлен список выявленных культурных ценностей и справки к ним. Но общественность этого не увидит: все работы засекречены. А где есть «секрет» — там всегда что-то тихо крадут.

Еще больше новостей на сайте

 

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх